Эта статья будет полезна, можно сказать необходима, как для руководителей, так и для дизайнеров, разрабатывающих упаковку для пищевых продуктов.
Всем известно, что на решение потребителя совершить покупку не в последнюю очередь влияет красивый дизайн упаковки. Благодаря таланту и креативности дизайнеров упаковка становится привлекательной и выделяется на полках. Но привлекательность дизайна должна мирно уживаться с главными свойствами гибкой упаковки – прочностью, барьерными свойствами и экономичностью при ее производстве.
ПОЛИМЕРНЫЕ ПЛЕНКИ И БЕЛЫЙ ЦВЕТ
Так сложилась ситуация на рынке производства упаковки в России, что в большинстве случаев разработка дизайнов происходит без учета технологических особенностей производства упаковки на гибких материалах. Нужно понимать, что макет дизайна на мониторе вашего дизайнера будет в любом случае отличаться от готовой упаковки. Объясняется это тем, что монитор в принципе не может отразить свойств конкретного материала упаковки. Частично такое отличие компенсируется введением специальных профилей под каждый упаковочный материал.
Профили это специальные файлы, которые создаются в трудоемком процессе тестирования краски и оборудования на всех видах материалов включая комбинированные. Применив такой файл к полученному от клиента макету, наш специалист по допечатной подготовке увидит на мониторе достаточно достоверную картину. Окончательно можно оценить, как будет выглядеть упаковка только на цветопробе.
Полимерные пленки могут быть прозрачными, матовыми, металлизированными, белыми или жемчужными. Если материал прозрачный, матовый или металлизированный, то на него наносят белую краску – белила. Но белая краска, нанесенная на полимерную пленку, все же не является аналогом белой бумаги. Цвет белой или жемчужной пленки также не будет «абсолютно» белым. Поэтому на цветопробе моделируется цвет пленки, то, как белая краска и краски CMYK будут ложится на данный материал, в случае комбинированного материала моделируется изменение цвета в результате ламинации.
CMYK И ПАНТОНЫ
Краски CMYK позволяют воспроизвести практически любое фотоизображение. Это стандартная технология воспроизведения цветных изображений. Но иногда яркости и насыщенности не хватает или нужен цвет, выходящий за пределы цветового охвата CMYK. Тогда применяются смесевые краски из цветовой системы PANTONE. Эти краски будут ярче и насыщенней чем аналогичные или близкие цвета в CMYK. Пантонные краски также используются и для фирменных цветов, когда необходимо воспроизводить один и тот же цвет на разных носителях. Особый случай — это использование металлизированных пантонов. Для этого используют другой веер с набором образцов металлизированных красок. Для правильного соотношения компонентов смесевых красок в компании КубРотоПак применяется автоматическая станция смешения, что гарантирует точное воспроизведение пантонного цвета.
Если цветопроба позволяет понять, как будут выглядеть дизайн, не выходящий за пределы охвата CMYK, то в случае цветов из палитры PANTONE, цветопроба не дает такой возможности. Чтобы выйти из этой ситуации применяются образцы цвета собранные в пантонный веер. В компании КубРотоПак используется веер PANTONE Formula Guide Solid Coated (The Plus Series). У каждого образца есть уникальный номер, например PANTONE 299 C, что позволяет воспроизвести этот цвет на станции смешения.
В итоге, во время приемки печати клиент всегда должен опираться на цветопробу, т.к. она является цветоцелью для стандартного набора цветов CMYK, а также образцом цвета на пантонном веере.
Существенно сократить затраты на производство упаковки можно заранее спланировав разработку дизайна с учетом особенностей и возможностей производства гибкой упаковки. Если ваш дизайнер будет знать на каком материале будет упаковка, какой вид печати будет использован ротогравюрный или флексографский, можно будет определить сколько цветов будет использовано в производстве. Под каждый цвет будет изготавливаться клише из полимера, в случае флексопечати, или металлический вал, в случае ротогравюрной печати. Это все необходимо учитывать, чтобы найти баланс между «красотой» и «практичностью».
Можно примерно подсчитать сколько цветов будет использовано при производстве упаковки. Например, если в дизайне используется фотоизображение, то однозначно используется CMYK, т.е. четыре цвета. Если полимерная пленка прозрачная, то обязательно добавляется еще один цвет – белый. Всего получается пять. Это самый экономичный вариант, но он не всегда дает возможность эффективно конкурировать с упаковкой других производителей продуктов в вашем сегменте. И тогда в ход идут пантонные цвета. Если их используется несколько, все они будут добавлять не только яркости и привлекательности упаковке, но и повышение цены. Кроме того, есть ограничения по общему количеству цветов. В компании КубРотоПак для ротогравюрной печати – это девять цветов, а для флекогравской печати – десять.
Иногда дополнительный пантон вводится чисто по технологическим причинам. Например, при воспроизведении белого мороженного во флексопечати появляется необходимость вводить пантон светло-бежевого цвета. Или, по желанию клиента, чтобы усилить плотность черного цвета, может быть использован второй черный цвет. В любом случае, вы всегда можете обратиться за разъяснением к специалисту по допечатной подготовке, ведущему ваш проект.
Если расширить взаимодействие вашего дизайнера с нашим специалистом по допечатной подготовке, то он поможет найти стратегию экономии при печати нескольких похожих дизайнов. Достаточно часто, при малозаметных изменениях в исходный дизайн можно получить приличную экономию средств на производство упаковки или ее последующем воспроизводстве.
В процессе разработки дизайна, постарайтесь учитывать рекомендации технологов и специалиста по допечатной подготовке.
Немного о способе печати. Сравнивать будем два вида печати – ротогравюрную и флексографскую. Понимание особенностей каждой поможет вам сделать правильный выбор.
РОТОГРАВЮРНАЯ (ГЛУБОКАЯ) ПЕЧАТЬ
Любая задумка вашего дизайнера будет отлично воспроизведена на ротогравюрной печати. Еще этот вид печати называют – глубокой печатью. Это печать посредством металлических гравированных валов которая позволяет воспроизвести все нюансы вашего дизайна практически без изменений. Любые градиенты, размытия, тени и полутени будут отлично напечатаны. По яркости и насыщенности ротогравюрная печать вне конкуренции. Но стоимость металлических валов превышает стоимость флексоформ для флексопечати. Первоклассное качество ротогравюрной печати позволит обойти конкурентов за счет яркости и уникальности дизайна и выделит ваш продукт на полках магазинов и торговых сетей. Кроме того, одно из основных преимуществ ротогравюрной печати проявляется при длинных тиражах. Металлические валы значительно превосходят флексоформы по тиражестойкости.
ФЛЕКСОГРАФСКАЯ ПЕЧТЬ (ФЛЕКСОПЕЧАТЬ)
Более экономичным способом печати будет флексопечать. Изображение при флексографском способе печати наносится с помощью гибких полимерных флексоформ, что позволяет снизить затраты на производство упаковки, но накладывает ряд технологических ограничений. Эти ограничения и будет учитывать специалист по допечатной подготовке в процессе обработки вашего исходного файла. При этом изначальный дизайн малозначительно, но все же изменится. Например, на дизайне изображена тень плавно уходящая «в ноль». Во флексографской печати — это технологически невозможно. Минимальное значение в самой светлой части тени будет составлять три процента, что приведет к появлению видимой границы. Если дизайнер, разрабатывающий макет, учтет это ограничение, он может избежать таких теней на стадии проектирования дизайна, что может сэкономить значительную часть средств. Так же нужно учитывать, что краскоперенос во флексопечати несколько ниже, чем в ротогравюре. Флексопечать достаточно яркая, но превзойти ротогравюрную печать она принципиально не может. Все дело как раз в разнице между гибкой флексоформой и металлическим валом. Но если вы решили выбрать качественный и доступный по цене вид печати, то тогда это конечно флексографская печать. Дополнительными преимуществами будет быстрая и недорогая замена флексоформ при изменении текстовых данных. Особенно флексопечать эффективна при коротких тиражах.
Изготовление гибкой упаковки — это сложный технологический процесс, требующий постоянного взаимодействия между заказчиком и исполнителем на каждом этапе, начиная с проектирования дизайна упаковки и заканчивая отгрузкой готовой продукции. Компания КубРотоПак стремится к взаимовыгодному и продуктивному сотрудничеству, максимальному взаимопониманию с нашими клиентами.
Подведем итоги.
- При разработке эскизов дизайна желательно учитывать материал упаковки и вид печати.
- При приеме печати необходимо основываться на цветопробу и пантонный веер.
- При выборе способа печати соблюдать баланс между «красотой» и «практичностью».
- Необходимо наладить взаимодействие между вашим дизайнером и нашим специалистом по допечатной подготовке.